Всё дело во фраке

Опубликовано: 09.11.2013
Фото: Антон Алешкин
Просмотров: 15248
Комментариев: 0
Умопомрачительный англичанин, денди и эстет, вот уже не первое столетие мужской фрак – истинный герой светских балов и раутов. Правда, в современном мире хайтека и синтетических материалов, ему не слишком уютно. Остаётся только отправиться на приём в какое-нибудь посольство, ну, или забыть о формальностях и... пойти танцевать.

Танцевальный фрак – персонаж особенный. На первый взгляд, всё тот же аристократ времён викторианской Англии, но на самом деле, ещё и настоящий спортсмен с идеально прямой осанкой. Уже британские портные XIX века знали немало приёмов безупречной посадки фрака. Они обрабатывали шерсть под паром, делали практически невидимые невооруженным взглядом вытачки и вставки, благодаря которым материя сидела как влитая.

Со времён Джорджа Браммела менялись фасоны, укорачивалась или удлинялась пола фрака, но акцент на прямую спину оставался практически неизменным. Как писали в модных трактатах того времени: "Фрак должен спускаться с плеч, облегая фигуру и не образуя складок". Таково было представление о денди: настоящий джентльмен обязан обладать аристократической осанкой.

Макс Байкулов: "По моим наблюдениям, фасоны танцевальных фраков меняются примерно раз в год или два года. И хотя фраки не становятся легче, но внутренней работы у мастеров прибавляется день ото дня. Мы всё больше наполняем фрак изнутри, он становится тяжелее, а танцоры всё ровнее...".

Борис Цветков: "Сегодня фрак – это всегда театральная драматургия, силовые линии, установки. Если фрак театральный – это, прежде всего, подчёркнутая линия талии и усиленная линия груди, которая заполняется специальными подкладками, то в танцевальном фраке основной акцент делается на прямую спину.

Разумеется, это некая искусственность, иллюзия, которой мастер добивается доступными ему выразительными средствами. Это очень скрупулёзная работа, для которой требуется не только точный расчёт и доскональное знание натуры, но и чутьё".

Во все времена фраки и смокинги – товар штучный. Недешевая стоимость этих видов мужского костюма определяется, прежде всего, ручной технологией его изготовления, так называемым "bespoke tailoring". Этот термин известен еще с XVII века: в то время английские джентльмены сами предпочитали выбирать себе ткани у портного.

Стоит ли удивляться, что современный танцевальный мужской костюм так любовно сохранил множество рудиментов своего предшественника. Например, плотные накрахмаленные детали, которые остались неизменными даже в современных рубашках-боди.

Белую рубашку с накрахмаленной передней частью или белый галстук-бабочку (со смокингом надевали не только белую, но также черную бабочку) было принято носить еще в начале двадцатого века.

А вот фрачный воротничок, начиная с первой трети девятнадцатого столетия и вовсе почти не изменился. Как и в позапрошлом веке, когда воротники были жёсткими и крепились к рубашке с помощью крючка специальными пуговицами, нынешние воротнички тоже не должны менять своего положения, даже если танцор активно двигается.

О комфорте в этом случае не может быть и речи. Актер Джуд Лоу, исполняющий роль доктора Ватсона, признавался, что целлюлозные воротнички подобны бритве, и делал все возможное, чтобы во время съёмок не надевать эту деталь костюма.

Борис Цветков: "Фраки шьются веками, и за это время у мастеров накопился колоссальный опыт, который стоит учитывать. Взять для примера хотя бы крепления, которые удерживают фрак во время танца. Помните гравюру, где портной изо всех сил стягивает своего клиента, пытаясь затянуть на нём шнуровку?

Так вот, эти крепления по своему происхождению связаны с мужским корсетом. Фрак вообще очень хорошо сохранил в себе различные детали исторического костюма".

Однако, как бы ни был хорош парадный костюм английского аристократа, в современных танцевальных его вариациях остались далеко не все его классические детали.

Довольно редко в танцевальном фраке используются, например, шелковые лацканы. Точь-в-точь такие, как у английского премьер-министра Бенджамина Дизраэли. Помните, именно с его легкой руки курильщика они вошли когда-то в моду? Пепел от сигар, которыми он частенько баловался у себя в библиотеке, легко скатывался по скользкой шелковой ткани.

Впрочем, традиционные английские сукна принято использовать при пошиве фрака до сих пор. Английские мануфактуры испокон веков были одними из лучших производителей шерсти. Не зря английская аристократия выезжала на природу в шерстяных фраках самых разных цветов. Шерсть, в отличие от многих видов современной синтетики, хорошо носится, легко принимая желаемую форму и не утрачивая при этом вида.

Макс Байкулов: "Мы сейчас работаем с английскими тканями. Это объясняется, прежде всего, таможенной политикой Российской Федерации. Я не против итальянских тканей, но ситуация такова, что английские, фламандские ткани намного проще доставить в Москву.

Мне нравятся тяжелые костюмные ткани, потому что посадка такого фрака, как правило, лучше. Крупные компании, которые работают с тканями, обычно представляют не меньше 1000 образцов, которые различаются по весу, по пластическим свойствам, цветовым характеристикам и т.д.

Выбор ткани нередко обуславливает и моду. Но мой взгляд, современная мода вообще следует за производителями тканей. Сейчас в моде новые материалы, а не новые рисунки, потому что со времён древнего Египта нового ничего не появилось. Кроме, пожалуй, новых тканей.

Бывает и так, что модные тенденции просто происходят от производственной необходимости, связанной с экономией времени и расходного материала. Чем уже брюки, лацкан или воротник, тем проще это шить, особенно, если речь идёт о массовом производстве".

Борис Цветков: "Заметная разница между итальянским и английским стилем заключается в материалах. Итальянцы стараются использовать при пошиве более пластичные, "танцующие" ткани, английские ткани – традиционно более салонные, тяжелые, упругие".

Мода – подвижная стихия со множеством течений. И в тесном мире бального танца не только выбор материала и особенности пошива влияют на крой. Так, вечный спор между английским и итальянским стилем в стандарте находит отражение не только в стремительно теряющих длину женских платьях, но и в фасонах танцевальных фраков.

Борис Цветков: "Если говорить о современных тенденциях, то по моим наблюдениям, фраки в последнее время шьются всё-таки ближе к итальянскому стилю. Такова, во всяком случае, была тенденция прошлого сезона.

Англичане – создатели фрака и, разумеется, они до сих пор ближе к канону. В итальянском стиле сквозит богатейшая традиция народного костюма, в их костюмах есть дерзость, естественность, эстетика.

Английский стиль – более умеренный, пола на английском фраке всегда длиннее. В итальянских же фраках заметно сужаются рукава, пола укорачивается, брюки становятся выше и шире".

Макс Байкулов: "Если говорить об общих тенденциях, то рукава сейчас стали не такими обтягивающими, более комфортными для танцоров, если хотите. Рукав стал чуть свободнее, но внешний вид его практически не поменялся. Полоски ушли, темно-синих фраков мы не наблюдали глобально уже года два, смокинги – это в основном, приоритет шоу, либо младших возрастных категорий.

В этом году я вновь присутствовал на финале Grand Slam в Москве, но каких-то серьезных изменений в покрое не заметил. Рукава все-такие же узкие, брюки широкие: фрак всё-таки консервативен. Лацканы сейчас тоже довольно узкие, варьируется разве что длина спинки, но эти сантиметры интересны лишь тем, кто занимается профессиональным пошивом".



Вот, такой он – танцевальный фрак. Модный до последней запонки и консервативный до кончиков фалд...

В статье использованы материалы из книг М.Романовская "История костюма и гендерные сюжеты моды" и О.Вайнштейн "Денди".