Нина Рубштейн: Жизнь и смерть ФТСР

Опубликовано: 31.01.2012

Нина Рубштейн
Просмотров: 11061
Комментариев: 0
Меня радует, что в ФТСР наконец-то произошел долгожданный кризис, и времена застоя закончились. Этому следовало произойти уже лет десять назад, не меньше. Задержка этого естественного этапа развития, на мой взгляд, происходила в связи с несколькими причинами.

Когда-то революционное «буржуазное» искусство сформировалось в ситуации подпольной оппозиции государственной культурной парадигме. Танцоры и тренеры не выходили на митинги, чтобы отстаивать свои интересы и право заниматься любимым делом, и, не смотря на то, что ситуация давно изменилась, тихушничество осталось нашей национальной танцевальной чертой. Только с тех пор, как танцевальный спорт был признан в России, роли поменялись: консервативным правительством стало само «правительство» ФТСР. А танцоры и тренеры продолжали выживать в тех условиях, которые оно задавало. Мы перенесли застой из системы страны в систему федерации. Унаследовали. И те сейчас, кто выступает против создания новой организации, правы в том, что мы так же можем перенести старое «законодательство» в новую «страну», как это было раньше.

Мне кажется, важно осознавать, что ФТСР – это не президиум, ФТСР – это тысячи людей, объединенных одной профессией. И вопрос не в том, как назвать страну, а в том, какое в ней теперь будет работать законодательство. И соответственно, какое мы выберем правительство для того, чтобы оно поддерживало новое законодательство.

Существующий порядок, приведший к кризису, в первую очередь поддерживал правила, в которых невозможно разобраться, кто кому кем приходится. Как в многопоколенной семье, когда аксакалы отбирают авторитет и гасят креативность молодых, чтобы решить свои персональные кризисы старения и выхода в тираж и, тем самым, истощая коллектив, в ФТСР всегда были нарушены границы ролей всех ее участников. Смотрите сами:

- тренер, обучающий танцоров, является их же экзаменатором – судьей. Поскольку человеческий фактор исключить нельзя, ни один судья в этой ситуации не застрахован от того, чтобы тянуть одеяло на себя, оценивая пары. Более того, если тренер не является судьей, его парам не суждено развивать свою карьеру. Очевидный вывод – разорвать эту порочную связь.

- танцор не имеет права преподавать, но преподает, работая на имидж судьи-тренера, и целиком находясь в зависимости от него. Сам собой напрашивается вывод: танцор имеет право преподавать и тем самым зарабатывать на свою жизнь, а не на своего судью-тренера. А так же самостоятельно выбирать учителей и уровень соревнований, на которых он хочет выступать.

- родители, финансирующие клуб судьи-тренера и определяющие, по сути, кто из танцоров будет развиваться, а кто – нет, в свою очередь, ставят в зависимость всю танцевальную систему, поскольку, опять же, финансируют не танцевальный спорт, а интересы конкретного судьи-тренера. Простое решение, которое существует в любом бизнесе – продавать рекламу и услуги населению, а не танцоров или клубы.

Таким образом, у нас есть три проблемы, от решения которых будет зависеть, будет ли ФТСР новой организацией, восстановим ли мы имидж танцевального спорта и выйдем ли мы на олимпийский уровень, и, соответственно, три задачи:

1. Формирование отдельного судейского института из числа танцоров и тренеров, прошедших судейскую подготовку и завершивших выступления и тренерскую работу. Решение этой задачи упирается в простые бухгалтерские подсчеты: сколько нужно судей, чтобы обеспечить соревнования, сколько нужно соревнований, чтобы обеспечить судьям зарплату, и какова сумма этой зарплаты. А так же – какими еще видами деятельности могут заниматься судьи, чтобы отказаться от соблазна влиять на исход соревнований в угоду интересам конкретных персонажей. В судейскую аттестацию включить экзамен на психологическую устойчивость к давлению тренеров, родителей и танцоров: экзаменующемуся предлагается кейс (ситуация), в которой он должен принять решение, соответствующее правилам. Аналогично кейсам на экзаменах по вождению.

2. Узаконить право танцоров с определенного танцевального уровня начинать преподавательскую деятельность при условии педагогической и психологической подготовки, возраста и уровня развития танцевального мастерства. Определить экономические условия такой деятельности (следующий пункт) и правила участия таких танцоров в соревнованиях: могут ли они выступать на соревнованиях вместе со своими учениками? Я полагаю – нет. Тогда нужны отдельные соревнования для танцующих учителей. Отсюда может быть несколько вариантов:
- снятие с ФТСР определение «любительского спорта» и формирование многослойной организации;
- объединение с профессионалами и Про-Ам; сотрудничество с профессионалами и Про-Ам для выработки правил перехода из одной организации в другую без ущемления статусов при переходе. Здесь тогда нужны условия, поддерживающие миграцию танцоров из организации в организацию, а не препятствующие ей, как это было до сих пор. Просто нужны ясные границы переходов, согласованные с интересами всех трех сторон: организации, из которой уходят, организации, в которую приходят и самого танцора.

3. Создать экономическую модель существования клуба, при которой клуб является частным предприятием, которым руководит не тренер, а предприниматель, а его тренер – нанятый руководителем специалист, представляющий интересы танцоров в местном подразделении ФТСР. Таким образом, экономическую выгодность предприятия определяет не тренер, а предприниматель. При одном условии – от имени этого клуба не должны выступать родственники предпринимателя. Это кажется невыполнимым на первый взгляд, однако если рассматривать клуб как многоцелевую структуру (спортивный клуб, оздоровительное предприятие, досуговое предприятие, предлагающее разнообразные услуги населению), то все вполне реалистично. Таким решением мы можем добиться уменьшения количества клубов и тренеров, не имеющих приличной квалификации, а так же решим вопрос трудоустройства танцующих тренеров.

Что касается выборов нового «правительства» - провести ту же процедуру, которую проводят в других политических системах: нужны кандидаты и их программы, набравшие необходимое количество подписей, и честные выборы. Поддержку же государственной власти мы можем получить, я уверена, если мы сами выработаем план выхода из кризиса. Предлагайте, господа, свои варианты.

Президентом федерации я вижу молодого человека, знающего функционирование системы изнутри, имеющего танцевальный и преподавательский опыт, с отказом от судейского и тренерского статусов и при поддержке совета, состоящего из специалистов, обладающих различными компетенциями, необходимыми для грамотной ориентации в происходящих процессах.

Нина Рубштейн
Бывший танцор («А» класс), балетмейстер (СПбГУП), тренер (общий танцевальный стаж 20 лет), автор трехтомника «Психология танцевального спорта или Что нужно знать, чтобы стать первым» и учебного фильма в двух частях «Техника Латины в единичных действиях», в настоящий момент – коуч, бизнес-тренер, менеджер, предприниматель, супервизор.